Институт Разумкова презентовал свою работу «Роль и место украинской энергетики в мировых энергетических процессах».
В последние 10 лет в мировой энергетике наметилось несколько абсолютно новых тенденций, которые заставляют страны существенно перестраивать свои национальные энергетические комплексы. От того, насколько то или иное государство готово учитывать эти мировые тенденции, насколько грамотно и своевременно оно готово перейти на качественно новую энергетику, напрямую зависят его экономические перспективы. Об этом говорилось во время презентации издания «Роль и место украинской энергетики в мировых энергетических процессах», подготовленного специалистами Центра Разумкова.
Сайт «Сегодня» собрал наиболее интересные факты и тенденции, о которых говорили эксперты во время презентации.
Нефть, уголь и газ уступят место биотопливу и энергии солнца.
Ключевыми трендами в мировой энергетике, которые непосредственно коснутся и Украины, по убеждению экспертов, станет увеличение объемов потребления энергоресурсов, рост доли возобновляемой энергетики и массовое внедрение цифровых технологий в этой сфере.
В частности, потребление энергоресурсов к 2035 году увеличится почти на треть – с 13,1 млрд т нефтяного эквивалента в 2015 году до 17,3 млрд т в 2035-м. В Украине общее потребление энергоресурсов вырастет на 7% – с 90 до 96 млн т нефтяного эквивалента.
«Увеличение использования энергии в мире будет проходить неравномерно. Развитые страны практически не увеличат потребление. Прирост будет происходить в основном за счет стран, которые развиваются. Прежде всего Китай, Индия, страны Африки», – сказал Владимир Омельченко, директор энергетических программ Центра Разумкова.
Ожидается, что потребление нефти в мире в период с 2015 по 2035 год сократится с 32 до 27%, а часть угля – с 29 до 22%. А часть возобновляемых источников энергии вырастет в 5 раз.
«Но это не значит, что Украина должна полностью отказаться от традиционных источников энергии, поскольку они в энергетическом балансе будут играть ощутимую и даже ключевую роль еще минимум 15-20 лет», – сказал Владимир Омельченко.
Одновременно с ростом общего энергопотребления, по прогнозам экспертов, существенно увеличится доля возобновляемых источников энергии – с использованием энергии солнца, ветра, воды. Мировой прогноз – за ближайшие 15 лет доля возобновляемых источников вырастет с нынешних 3% до 14%. А в Украине, судя по всему, этот рост будет еще более существенным – с нынешних 5% до 25% к 2035 году.
Одним из основных мировых трендов эксперты назвали декарбонизацию энергетических систем. То есть постепенный отказ от традиционных источников энергии – ископаемых углеводородов, таких как нефть, каменный уголь, природный газ, торф и другие, и все более активный переход на возобновляемые источники.
Декарбонизация энергетики приведет к сокращению выбросов в атмосферу парниковых газов (в частности, углекислого СО2), которые оказывают разрушительное действие на климат и вызывают глобальное потепление с такими последствиями, как наводнения и засухи, ураганы и штормы, вымирание растений и животных.
«Сегодня вся энергетика сфокусирована на теме борьбы с климатическими изменениями. Передовые страны выстраивают свои энергетические комплексы, ориентируясь на Парижские соглашения по климатическим изменениям, которые подписала и Украина», – сказал Владимир Омельченко.
Уменьшить использование традиционных видов энергии предполагается за счет развития альтернативной энергетики, а также сокращения энергоемкости промышленного производства.
Электромобили вытеснят традиционные машины.
Традиционные автомобили уйдут в прошлое по мере сокращения использования традиционных энергоносителей. Уже через несколько лет их серьезно потеснят электромобили, запущенные в массовое производство.
По оценкам экспертов, уже через 5 лет, к 2022-му, электромобили будут стоить столько же, сколько и их аналоги на ископаемом топливе. Этого удастся достичь за счет снижения стоимости аккумулирования энергии.
«Один из ключевых трендов – снижение стоимости аккумуляции энергии и наращивание объемов ее хранения. Главным препятствием для возобновляемой энергетики остается отсутствие достаточного количества маневровых мощностей. Но сегодня мир активно продвигается в направлении снижения себестоимости хранения энергии. За последние несколько лет резко увеличилось количество патентов на разработку новых видов аккумуляторов. Причем увеличение патентов происходит в геометрической прогрессии. Это говорит о том, что в ближайшие 4-5 лет мы ожидаем очень серьезный рывок в этом направлении и удешевление стоимости энергии. Фактически будут сняты все препятствия для возобновляемых источников энергии», – спрогнозировал Владимир Омельченко.
Если сегодня во всем мире насчитывается всего 2 млн электромобилей, то к 2035 году их количество вырастет в 70 раз, убеждены аналитики Центра Разумкова. А к 2040 году 35 всех продаж новых автомобилей в мире будет приходиться на электрокары.
В Украине, по прогнозам, 25% всех машин будут электрическими. Причем значительные запасы лития и никеля позволят Украине самой производить аккумуляторы для машин.
Реформы в энергетике – вопрос экономического благополучия и энергетической независимости Украины.
Для того, чтобы не оказаться на обочине мировых процессов и реализовать свой потенциал, Украине необходимо обновить законодательство, провести реформы в энергосфере и интегрировать свою энергосистему в энергосистему ЕС, предупреждают специалисты.
На сегодняшний день в Украинской энергетике есть ряд проблем, которые требуют эффективных решений.
Так, Украина за последние несколько лет сократила потребление газа втрое, став мировым лидером по этому показателю. Однако печально, что причиной стало падение ВВП, а не повышение энергоэффективности.
«К сожалению, известные события на Донбассе привели к дефициту угля антрацитовой группы в Украине. Для решения этой проблемы необходимо увеличивать инвестиции в добычу газовой группы угля и переоборудовать антрацитовые блоки для использования угля газовой группы. Месторождения на той территории, которую контролирует Украина, неплохие, есть перспективы», – сказал Владимир Омельченко.
Что касается рынка электроэнергии, то, по мнению эксперта, без интеграции украинской энергосистемы в энергосистему Евросоюза (ENTSO–E) невозможно говорить о создании в Украине полноценного, конкурентного, либерального рынка электроэнергии в интересах потребителей. Кроме того, интеграция Украины в ENTSO–E позволит расширить диапазон обмена мощностями до 2 тыс. МВт в направлении Украина-Молдова и свыше 2 тыс. МВт в направлении Европы. Таким образом можно до 2025-2030 года
увеличить обмен мощностями со странами ЕС до 4 тыс. МВт. Что, в свою очередь, может привести к тому, что Украина сможет получать дополнительно свыше 1,5 млрд евро от продажи электроэнергии.
Также чрезвычайно важным эксперт назвал вопрос сохранения транзита газа в связи со строительством газопровода «Северный поток-2» (из России в Германию через Балтийское море, в обход Украины). По его убеждению, Украина может сохранить транзит, объединившись в консорциум по управления украинской газотранспортной системой с партнерами, которые не зависят от интересов «Северного потока-2». В первую очередь со словацкими или итальянскими операторами газотранспортной системы. «Правительство уже занимается этим вопросом», – сказал Омельченко. Кроме того, Украине необходимо обеспечить себя долгосрочным контрактом на перекачку газа по своей территории по принципу ship or pay («качай или плати») минимум на 50 млрд м3 в год.
Цены на украинском рынке должны быть установлены на основе ценового паритета с европейскими биржами. Это позволит существенно увеличить объемы добычи внутри страны и приблизит Украину к энергонезависимости.
Необходимо создать условия для обновления и строительства новых объектов энергетики. В частности, путем повышения гарантий возврата капитала для инвесторов.
«Если удастся привлечь инвесторов в Украину, в том числе к добыче, ситуация действительно может измениться с точки зрения обеспечения макроэкономической стабильности», – заявил директор экономических программ центра Разумкова Василий Юрчишин.
Кроме того, специалисты Центра Разумкова считают, что очень важно отделить энергетику от политических процессов. Что становится особенно актуальным в связи с приближающимися выборами.
«Сегодня мы видим очень серьезное политическое влияние, которое политики хотят производить на формирование цен, тарифов. Это приводит к рыночной диспропорции и в конечном итоге негативно отражается как на потребителях, так и на инвестиционных процессах в Украине», – заявил Владимир Омельченко.